
То, что форсунки чаще всего нуждаются в ремонте — в силу своей уязвимости — уже ни для кого не секрет. И, конечно, желания с такой частотой посещать станцию техобслуживания совсем не хочется. Да что там — в идеале вообще бы там не появляться. И в случае с форсунками такая возможность есть — если суметь заставить себя основательно разобраться в нехитром устройстве всей этой системы.
Как работают форсунки и каковы симптомы их неисправности?
В мире форсунок нет большого разнообразия конструкций. Во всяком случае, в основной массе преобладает более «классическая» их версия из чего следует, что ремонт форсунок своими руками будет происходить по примерно одной и той же схеме. О ремонте форсунок common rail будет рассказано отдельно — у них своя специфика.
Топливо подается на форсунки под воздействием высокого давления — это может быть топливный насос высокого давления (ТНВД), или особая «насос»-конструкция самих форсунок, при которой они сами через себя качают топливо, или же возможно наличие специального аккумулятора, который непрерывно держит всю систему под давлением (тот самый коммон рейл). Самые простые и доступные — это те форсунки, которые работают от топливного насоса с механическим приводом и вращающиеся от двигателя.
Топливо проходит под высоким давлением к форсунке на всех цилиндрах, поступает по отдельному каналу и — вовнутрь дизельной форсунки. Внутри — конусная игла, которая притирается очень точно и которая сверху зажимается пружиной, которая, в свою очередь, зажимает иглу посредством шайбы. При помощи шайбы регулируется давление поступающего на форсунку топлива.
Топливный насос нагнетает топливо, пока его давление не становится сильнее давления пружины — таким образом случается впрыск топливного заряда. Скорость впрыска зависит от того, сколь быстро давление между насосом и пружиной вновь не изменится в пользу пружины — и на этом цикл завершается и повторяется заново.
Симптомами того, что форсункам требуется ремонт является возросший расход топлива, выхлоп дымит, а тяга уменьшается.
Что требуется для ремонта форсунок своими руками?
Проведение такого ремонта — не самая простая из задач, а очень даже кропотливая и придется попотеть. Но очень полезно даже просто знать, как это делается — ведь не всегда есть возможность попасть на СТО и вопрос не обязательно в деньгах.
Следует сразу оговориться, что для ремонта форсунок бош коммон рейл нужно специальное ремонтное оборудование, иначе существует риск не поправить ситуацию, а сломать все окончательно.
Но — хорошие новости — самые простые форсунки (да-да, ТНВД) можно отремонтировать и с минимумом инструментов.
Важно! Перед началом (и во время проведения) самостоятельно ремонта форсунок следует обязательно позаботиться о том, чтобы никакая грязь, пыль, сор и мусор не попали вовнутрь. Для этого проводится зачистка головки блока цилиндров, форсунок и углублений под них.
Кстати, зачастую самой проблемой всех неисправностей является именно загрязнение форсунок или всей системы, поэтому рекомендуется выполнить чистку и проверить — а вдруг это и весь «ремонт» в котором они нуждались?
Форсунки можно почистить старым-добрым способом — с помощью щеток и сркебков, или же воспользоваться (если таковая возможность имеется) ультразвуковой чисткой.
Следующая «популярная» поломка — износ шайбы. Из-за нее впрыск срабатывает несвоевременно и игла подымается не на ту высоту, которая нужна.
Пружина ломается реже всего, но не исключена «просадка» по старости, а, соответственно, и износу. В этом случае ремонт форсунок своими руками состоит из добавления шайб-регуляторов, которые помогут ей «восполнить» утерянную мощь.